воскресенье, 10 февраля 2013 г.

кавказский узел терроризм на трассе черкесска

Борис Эбзеев: Мы не с Россией - мы в России!Президент Карачаево-Черкесии Борис ЭБЗЕЕВ, более года возглавляющий эту северокавказскую республику, рассказал обозревателю «Времени новостей» Ивану СУХОВУ о борьбе с международным терроризмом, межэтнических отношениях и непростых внутриполитических процессах, а также об экономическом обустройстве региона и своих планах на посту главы республики.- Борис Сафарович, вы первый президент, которого Дмитрий Медведев назначил на Северном Кавказе. Вы долго работали в Конституционном суде РФ, а теперь оказались главой весьма проблемного региона. Как вам здесь работается через год с лишним после назначения?- В личном и профессиональном плане - вполне комфортно. С точки зрения ситуации в республике - полагаю, есть объективная логика развития ситуации на Северном Кавказе. Карачаево-Черкесия развивается в рамках этой логики. Не могу сказать, чтобы в самой Карачаево-Черкесии в течение последнего года-полутора появились и нарастали тенденции, которые вызывали бы тревогу. У меня такого ощущения нет. В некоторых регионах любят повторять: «Мы навеки с Россией». А мы не с Россией - мы в России, как ее неотделимая часть. Российский Кавказ в течение многих лет является объектом пристального внимания недругов России, которые рассматривают его как самое слабое звено в нашей единой российской цивилизации. Борьба против России особенно активно ведется с южного направления. В том, что на это выделяются значительные средства, у меня сомнения нет. Когда говорят о международном терроризме в Чечне или Ингушетии, не всегда задумываются об истинном смысле этого теперь уже такого привычного выражения. Терроризм дошел и до нас. Совсем недавно, 10 ноября, здесь, в Карачаево-Черкесии, органы внутренних дел совместно с органами безопасности обнаружили группу террористов. В результате операции и начатой террористами перестрелки они были уничтожены. Один из сотрудников органов внутренних дел был ранен. У боевиков имелся детальный план Карачаевского горотдела милиции с указанием кабинетов и лиц, которые эти кабинеты занимают. Люди, которые проводили операцию, убеждены, что террористы планировали захват горотдела. Тем не менее Карачаево-Черкесия, слава богу, спокойная республика. Но я бы не сказал, что она вне внимания международного терроризма.- Убийство заместителя муфтия КЧР Исмаила-хаджи Бостанова (20 сентября этого года) связано с темой международного терроризма?- Я хорошо знал Исмаила-хаджи Бостанова, он был убежденным сторонником традиционного ислама суннитского толка. В свое время организовал здесь исламский институт и бессменно в течение многих лет им руководил. Понятно, что он представлял особую опасность для тех, кто хотел бы интегрировать в сознание, в душу, в психологию наших людей институты нетрадиционного ислама и вообще нетрадиционных верований. Он был искренне верующий человек, воспитывал людей, священнослужителей, студентов, все наше мусульманское население в духе традиционного ислама. Не вижу никаких иных оснований этого злодейского преступления, нежели борьба против традиционных устоев ислама. Убийство было циничное, наглое. Само время убийства - священный для мусульман день праздника Ураза-байрам - было выбрано не случайно.- Как вы думаете, сколько в республике людей, которые могли бы считаться идейными противниками Бостанова?- Не могу давать оценки подобного рода и называть цифры - 1, 2, 3, 10, либо 100, либо 1000, упаси бог. Я хочу сказать, что все мусульманское население Карачаево-Черкесии - а в ней проживает 33,5% русского населения как часть нашего многонационального народа - все абазины, черкесы, карачаевцы, ногайцы позиционируют себя как мусульмане. Ислам здесь традиционно был суннитским, мы последователи Абу Ханифы. Ислам здесь всегда носил очень умеренный характер. Люди, которые плохо знают устои ислама, нередко пользуются термином «исламский экстремизм». Хотел бы сказать, что священная книга мусульман, на мой взгляд, просто не знает того, что могло бы носить характер и название экстремизма. Напротив, ислам - религия умеренности. Осенью по приглашению Исмаила-хаджи Бостанова, нашего муфтия Исмаила-хаджи Бердиева и по моему приглашению КЧР посетил министр Турции по делам религии Али Бардакоглу. Мы говорили о традиционном исламе и его фундаментальных нравственных принципах. В этом отношении я не боюсь слова «фундаментализм». Говорили о путях утверждения этих нравственных принципов, о самой организации социума, о той ауре, которая должна присутствовать в республике, в том числе благодаря исламу.- В Нальчике только что прошел общественный форум «Северный Кавказ: традиция и модернизация». Там прозвучала мысль, что в некоторых регионах Северного Кавказа возобновление интереса молодежи к национальным, этническим традициям могут рассматривать как противовес росту интереса к радикальным формам ислама. Характерно ли это для КЧР? Надо ли это рассматривать как рецепт или, наоборот, как угрозу?- В 1989-1990 годах я был профессором Саратовского юридического института. Тогда как раз начали создаваться национальные движения. В Саратове, старинном русском городе в Поволжье, появился ряд национальных объединений. Причем все это подавалось под соусом преодоления так называемого социалистического интернационализма, якобы искусственно насаждавшегося десятилетиями. Мне и тогда казалось: национальные движения - да, конечно. Но они часто имеют тенденцию к национальному обособлению, нередко ведут к национальному эгоизму. А отсюда один шаг до национального экстремизма. Думаю, обманываться не нужно. Национальные движения - это обычно этническая маска политических устремлений, которые преследуют организаторы этих движений либо люди, которые за ними стоят. А за ними стоят хорошо организованные и щедро финансируемые люди.- То есть это не рецепт борьбы с радикальным исламом?- Разумеется, нет. Знаете, моя профессия заключалась в том, чтобы не только писать, но и читать разные книжки, в том числе очень умные: я имею в виду Тору, Библию и Коран. В частности, в Коране заложен фундаментальный принцип интернационализма: все мусульмане - братья независимо от этнической принадлежности, политических взглядов, симпатий и антипатий. Это коранический постулат. А попытка национального обособления в состоянии только обеднить этнос. Для многонациональной Карачаево-Черкесии особенно важно это понимать: замкнутость ведет к регрессу, а не к развитию.- Когда КЧР в 1991-1992 годах отделялась от Ставропольского края, был риск, что она вообще распадется на пять этнических территорий - казачью республику в Зеленчуке и Урупе, карачаевскую, абазинскую, черкесскую и ногайскую. 28 марта 1992 года прошел референдум, по итогам которого будущие участники КЧР договорились, что их объединение гарантируется в том числе этническим паритетом и ротацией этнических представителей в органах власти. Происходит ли эта ротация и соответствует ли она вашему постулату, что главное - работоспособность чиновника, а не его этническая принадлежность?- Боюсь, что в данной ситуации вы немножечко ошибаетесь: да, подобный референдум был проведен. Но что касается этих самых якобы договоренностей, их корни уходят в 1999 год, когда прошли первые выборы главы КЧР. Именно тогда джинн национализма был самым циничным образом запущен в политический процесс. К этому шли долго и упорно, в том числе некоторые национальные движения. В 1999 году противостояние между этносами КЧР достигло апогея. Слава богу, народы республики оказались неизмеримо мудрее людей, которые, оседлав националистического конька, пытались реализовывать свои собственные интересы. Я в этом убежден, ибо достаточно хорошо знал этих людей. Что это такое - ротация? Говорят об устных договоренностях. Полагаю, однако, что все договоренности зафиксированы в действующей конституции КЧР. И я бы не хотел каким-то образом пытаться ставить под сомнение Конституцию РФ. Не может быть разных правил, скажем, для Саратовской области, Москвы, Ставрополья, Краснодара и для Карачаево-Черкесии. Попытка изобретения каких-то иных юридических и политических рецептов здесь, в КЧР, не имеет никаких оснований. Они бы противоречили Конституции России, они противоречили бы и действующей конституции КЧР, которую поддержали представители всех без исключения народов. Именно она является тем общественным договором, которым надо руководствоваться. Другое дело, что этнонациональный состав кадров, несомненно, должен учитываться. Но обратите внимание на состав правительства КЧР: абазин трое, карачаевцев трое, черкесов трое, ногайцев двое, русских пятеро, один грек и один балкарец. Можно ли говорить о том, что имеет место некий этнический перекос? О руководстве территориальных органов федеральных органов исполнительной власти не говорю. Это не наша компетенция.- Долгое время было хоть и не записано в конституции, но принято, что если президент карачаевец, то премьер обязательно черкес.- Председатель нашего правительства Владимир Григорьевич Кайшев - грек. Но русскость на Руси до октября 1917 года определялась принадлежностью к православной вере. Затем был Иосиф Виссарионович Сталин и его «замечательное» определение нации, рабами которого по сегодняшний день остаются многие ярые антисталинисты: один язык, один ареал проживания, общность экономической жизни и психического уклада. Хватит сталинизма. Конституция РФ, наш Основной закон, начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...» Конституция КЧР начинается: «Мы, многонациональный народ Карачаево-Черкесии...» Простите великодушно, мы все сказали этими словами, за которые голосовали. Мы многонациональный народ. Мы все образуем единую государственную гражданскую политическую нацию. А попытка искать в крови национальные различия - абсолютно бесперспективная вещь, в том числе с точки зрения самой организации нашей политической системы. Другое дело, что есть отстающее сознание.Но национальный состав правительства, мне кажется, более-менее выдерживается. Да, кое-кто приглашен из-за пределов республики - люди, которых хорошо знаю, молодые, энергичные. Я пригласил председателя правительства, и абсолютно не случайно. Владимир Григорьевич (Кайшев. - Ред.) много лет работал в республике, превосходно ее знает, и республика его знает. Он многие годы работал в Минсельхозе РФ. Учитывая аграрную направленность нашего хозяйства, я обратился к нему с просьбой. И по-человечески, и профессионально очень благодарен ему, что он принял мое приглашение и весьма напряженно работает. Это настоящий профессионал, очень энергичный человек, который умеет сплотить правительство и направить его на достижение реальных целей. Республика с пониманием и уважением относится к этому выбору, включая даже тех людей, которые, как мне кажется, в своем сознании излишне подвержены «зову крови».Я, наверное, мог бы ходить по московским кабинетам и говорить: «Вы знаете, межнациональные отношения осложняются, я тут денно и нощно работаю, чтобы, упаси бог, одни не накинулись на других, а вы мне за это денег дайте». Но считаю подобное поведение и разговоры абсолютно недостойными и оскорбительными для народов Карачаево-Черкесии, древних и мудрых народов. Я поездил по России, бывал и за пределами нашего отечества, и теплее народа в жизни не видел.- Когда вы стали приглашать специалистов из-за пределов республики, это сразу заставило задуматься не о том, собираетесь ли вы соблюдать или нарушать сложившийся этнический баланс, а о том, что вы ищете новые кадры, кстати, способом, не совсем типичным для Северного Кавказа, где очень часто президенты пытаются использовать кадровое наследие своих предшественников. Ищете как раз для того, чтобы разобраться с очень непростым наследием, которое вам досталось от предшественников. Так ли это и не встречаете ли вы противодействия?- Я сам «кадр из-за пределов Карачаево-Черкесии» или нет? И так и так, наверное, можно сказать. Думаю, что и так и так можно сказать о великом множестве людей, молодых, мобильных, которые едут за пределы региона за хорошим образованием, за приличным заработком, для того, чтобы найти себя. Но настает время, и они возвращаются. Множество выходцев из республики работает чрезвычайно успешно за ее пределами. Местечковость в оценке привязки людей к той или иной территории сама по себе неверна. Многие годы мы говорили о свободе передвижения, о свободе выбора места жительства. Почему бы людям, приглашенным извне, не пригодиться здесь? «Где родился, там и пригодился» - думаю, что это уже устаревшая поговорка. 1990-е годы и начало этого века периодP активной миграции, прежде всего миграции молодежи. Для меня архиважно создавать в республике условия для того, чтобы молодежь не уезжала, а приезжала.- На карте Карачаево-Черкесия - тупик в конце шоссе, ответвляющегося от федеральной трассы Ростов-Баку. Не трудно ли убеждать молодежь приезжать сюда? Есть куда приезжать?- Я недавно встречался с руководителем госкорпорации «Фонд реформирования ЖКХ» Константином Георгиевичем Цициным. Правление фонда -- я сердечно благодарен Цицину - нашло возможность выделить 215 млн руб. на продолжение участия республики в программе реформирования ЖКХ. Посмотрите на республику: множество домов стоят со стропилами -перекрываем крыши, переделываем инженерные сети. Проблема не только в том, что жилья не очень много, но и в том, что ЖКХ представляет собой, как в старину шутили, жилищно-коммунальный хаос. Много лет этим просто никто не занимался. Представитель фонда Владимир Германенко недавно был у нас, проехал по всей республике и заявил, что приятно поражен. Имеется в виду активная работа по реальному освоению средств и решению вопросов ЖКХ. В этом году сдается более 40 объектов: фельдшерско-акушерские пункты, приведенная в порядок больница, поликлиника, водопроводы. Проблема обеспечения населения чистой водой - одна из важнейших. Урупский район, Псыж, еще несколько селений только сейчас наконец получают возможность пить нормальную чистую воду. Это здесь-то, в Карачаево-Черкесии, которая обладает неисчерпаемыми источниками воды.Кстати, Карачаево-Черкесия никогда в жизни не знала голода. И связано это прежде всего с традиционным для нашего населения животноводством. Сейчас по личной инициативе председателя правительства закупается более 1500 нетелей абердино-ангусской породы, которая не нуждается в каких бы то ни было помещениях для содержания. Крупного рогатого скота в республике очень много, много лошадей, очень много овец, свиней.Кроме того, в этом году, презрев все рыночные способы ведения хозяйства, Карачаево-Черкесия при своем скудном бюджете затратила 30 млн руб. на оказание помощи производителям сахарной свеклы. Эркен-Шахар - это моногород, в нем сахарный завод единственное крупное предприятие. Живет завод - живет город. Нам удалось выправить там всю технологическую цепочку: людям было выгодно сеять сахарную свеклу, сдавать ее на сахарный завод, а заводу было выгодно принимать эту свеклу и перерабатывать. В этом году сахарной свеклы мы произвели больше, чем когда бы то ни было за постсоветское время. Завод начал получать прибыль.Я считаю, что служение бизнесу - одна из функций власти. Правда, при этом всегда предупреждаю: есть большая разница между служением бизнесу и служением бизнесмену. Служение бизнесу кое-кем из чиновного люда понимается именно как служение тому или иному бизнесмену - и мне приходится решительно с этой публикой расставаться. Даже в технологической цепочке сахарного завода бывают вопросы. Скажем, какой-то лукавый производитель насыпает в машину земли, сверху присыпает сахарной свеклой и норовит сдать это все как свеклу.- И такое бывает?-

Президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев: Мы не с Россией - мы в России!

«   |  »События

Институт религии и политики

Комментариев нет:

Отправить комментарий